вторник, 5 июля 2011 г.

Миф о Ереване

В попытке удревнить и углубить свою историю армянские историки и ученые прибегают к разным приемам. Подлог и фальсификация, а также подтасовка фактов заняли свое место в арсенале этих горе деятелей.  Один из главных объектов мистификации в Армении это история Еревана. Армянские историки всеми средствами пытаются доказать древность Еревана, в связи с этим в Армении бытует в основном 2 версии относительно происхождения Еревана одна из версий это версия про Ноя.
Согласно  легенде бытующей среди населения и яро отстаиваемой некоторыми армянскими историками название Ереван восходит к Ною, тот якобы после всемирного потопа, когда сошли воды, Ной с горы Арарат увидев сушу, воскликнул «еревац, еревац» что в переводе с  армянского означает, появилась.
Естественное это утверждение не имеет под собой никакого научного обоснования.
Однако это не мешает некоторым армянским авторам выдавать эту версию за основную эти авторы отсюда делают сразу два вывода первый это то что, Ереван это первый послепотомный, а соответственно, самый древний город на земле, второй то, что Ной был армянином.  Естественно эта версия не выдерживает никакой критики, и не воспринимается серьезно в научных кругах за пределами Армении, поэтому мы на ней не остановимся.
Также армянская сторона является апологетом другого мифа касающегося происхождения Еревана, этот миф основан на найденной в 1950 году на холме «Арин-Берд» каменной плите, на этой плите написано «Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость построил; установил ее имя Эребуни для могущества страны Биайни и для устрашения вражеской страны. Земля была пустынной, могучие дела я тут совершил…» Интересен тот факт  что армянские историки пытаются приписать урартскую крепость к своей истории и преподнести ее в качестве прародителя Еревана. Обнаружение этой плиты сыграло очень заметную роль в жизни советской Армении. 
В Армении начали появляться исторические труды об более чем двухтысячелетней истории Еревана (после 1950х годах). Хотя у многих историков и исследователей были и есть серьезные сомнения по поводу правдивости этой теории, данный вопрос затронул в своей книге «Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье»,  советский и российский историк Виктор Александрович Шнирельман, вот что пишет историк: «открытие в 1950 г. археологами надписи, говорящей о сооружении на месте современного Еревана урартской крепости Эребуни в 782 г. до н.э., стало основанием для властей Армянской ССР отпраздновать 2750-летие Еревана в 1968 г. Вместе с тем, никакой прямой связи между археологическим открытием и состоявшимися позднее празднествами не было. Действительно, ведь пышный общенародный праздник организовали не археологи, а власти Армении, затратившие на это огромные средства. Почему местные власти оказались в этом заинтересованы и почему они не устроили празднества вскоре после открытия, скажем, в 1953 г. или в 1958 г., когда можно было праздновать соответственно 2735-летие или 2740-летие; почему они не отложили праздник до 2018 г., чтобы отпраздновать сразу 2800-летие? Да и какое отношение имеет столица Армении, Ереван, к урартской крепости, связь которой с армянами еще требует доказательств? Ответ на поставленные вопросы не представляет секрета для того, кто знает новейшую историю Армении. Искать его надо в событиях 1965 г., всколыхнувших, как мы увидим ниже, всю Армению и давших мощный импульс подъему армянского национализма».   Миф о древнейшем происхождении Еревана обрастал все новыми историческими «трудами» армянских ученых доказывающих древность их столицы, а простые армяне как пишет Шнирельман «армяне в особенности гордились тем, что Ереван оказался на тридцать лет древнее Рима» амбиции националистов и представления народа о своей исключительной древности были удовлетворены, и их вовсе не смущало, что как отмечает тот же Шнирельман «на территории Еревана так и не удалось обнаружить культурный слой урартского времени». Это было незначительной деталью, отсутствие которой восполняли хлынувшие стремительным потоком «научные труды» о древности Еревана и о его исконной армянской принадлежности.
Армянские авторы не жалея сил пытаются доказать что Урарту это ни что иное как древнее армянское государство в частности эти утверждения можно встретить в работах таких авторов как    Сурен Айвазян, Рафаел Ишханян, Мартирос Гавукчян,   Томас Дж. Самуелян,  Анжела Терьян, Карапет Сукиасян, Артак Мовсисян,   Левон Шаинян, и многих других.  Вопреки мнению ведущих авторитетных ученых, армянские «исследователи» продолжают утверждать и доказывать «армянскую идентичность» Урарту.
Древний Эребуни был построен по указанию царя  Урарту Аргишти I в 782 году до н. э., в качестве опорного пункта для закрепления урартов в Араратской долине. В связи с тем, что Эребуни располагался в непосредственной близости от Еревана, а также благодаря возможной этимологической связи слов «Эребуни» и «Ереван», с дилетантской подачи армянских авторов Эребуни часто отождествляют с Ереваном, считая 782 год до н. э. годом основания Еревана, несмотря на то, что нет данных, указывающих на существование значимого поселения на месте Еревана в период с IV века до н. э. по III век н. э.
Примечательно то, что псевдонаучные труды по принадлежности Урарту смогли снискать себе много почитателей и защитников как в самой Армении, так и в рядах армянской диаспоры.
Если в советское время националистические интерпретации истории не всегда, но часто сдерживались, то после обретения Арменией независимости армянский национализм всецело проник в армянскую историческую науку, и полностью подчинили ее себе.
Профессор Джеймс Рассел на конференции, посвященной Армяноведению проводимой в октябре 2003 года в Гарвардском университете в США, коснулся этих процессов в армянской историографии, Рассел заявил что: «Я предупреждаю аудиторию о теориях заговора, ксенофобии, и ультранационалистической псевдонауке, которые все больше и больше становятся господствующими тенденциями арменологии в Республике Армения, также здесь заметно присутствие паранойи и антисемитизма».
Интересно также мнение американского историка армянского происхождения Рональда Сюни который заявил следующее: «Ученые Армении глубоко завязли в националистическом мышлении. Если вы представите альтернативную точку зрения, вас раскритикуют очень грубым и злостным образом. Как могут люди при таком уровне аргументации пытаться думать по-другому и развивать науку, когда малейшее отклонение подвергается нападкам?».
После этого становится ясно, как урартская крепость Эребуни стала древним армянским Ереваном.
В целом на пути «арменизации Урарту» и «арменизации Еревана» армянскими авторами проделана большая, систематическая работа.  В Армении поставлена на конвейер работа по присвоению культуры, истории и памятников, принадлежавших Урарту.  «Арменизация урарту» позволила армянским авторам обосновать свое древние присутствие на территории нынешней Армении, и «оправдать» свои захватнические устремления по отношению к соседним странам. Армянские мифы, нашедшие себе место в армянской историографии и победоносно шагающие на страницах армянских исторических трудов и учебников, не остались не замеченными со стороны. Примечательно, что ряд американских арменоведов армянского происхождения критикуют своих коллег в Армении обвиняя их в сознательной и масштабном фальсификации и искусственного  удревнения истории собственного народа и не только они. Российский историк и лингвист, Сергей Владимирович Лёзов, так характеризует армянскую мифотворческую деятельность: «В армянском мифе он выделяется  3  компонента: во-первых, веру в свою цивилизаторскую функцию, основанную на владением античным наследием; во-вторых, отождествление себя с форпостом христианства на востоке; в-третьих, придание себе образа жертвы, вечно страдающей от рук восточных варваров во имя всего человечества. Иными словами, армяне рисуют себя избранным народом, который, с одной стороны, является носителем высшей мудрости, а с другой, обречен на роль беззащитной жертвы. Это обрекает армян на глубоко укоренившуюся в их сознании «антитюркскую идентичность».
Поколение за поколением армяне вырастают на основе армянских мифов созданных и создающихся благодаря перу горе историков, в результате мы имеем хорошо отлаженную и работающую машину фальсификации и мистификации в лице армянской историографической псевдонауки.

Али Гаджизаде 
gulustan.ws

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.